Гленн Адамсон. Глядя сквозь стены
На выставке в V&A есть два наиболее ярких примера сечений. Во-первых, эскизы Кристофера Рена для купола собора Св. Павла (St. Paul Cathedral). Слева один из наиболее ранних сохранившихся чертежей здания, на котором Рен рассчитывает формы трех отдельных параболических оболочек купола. Справа – современный рисунок, показывающий детальную конструкцию собора.
Идея Рена состояла в том, чтобы конструкция купола поддерживала себя самостоятельно и, таким образом позволила архитектору достичь его выдающейся высоты. (Филипо Брунеллески применил нечто подобное для купола Флорентийского собора, который имеет две оболочки.)
Наиболее зрелищный экспонат на выставке Английского барокко – это модель Easton Neston, загородного дома, спроектированного Никлсом Хоксмуром и до сих пор сохранившегося в Нортхэмпшире. Слева показана модель в сборе, а справа – разобранная на три элемента, как она и демонстрируется на выставке.
Это очень ранний сохранившийся образец английской архитектурной модели. Гениальная конструкция разборной модели позволила Хоксмуру показать клиенту нетрадиционное расположение внутренних помещений. Что мне нравится в этих экспонатах, так это то, как они показывают вещи, которые невозможно увидеть в реальной жизни. Нет, не со времени открытия рентгеновских лучей в 1890-х стало возможным смотреть сквозь материальные предметы. Это было достигнуто Реном, Хоксмуром и другими архитекторами в их эскизах 17-го века.
Ниже – еще один пример авторства Уильяма Чамберса, лучше всего известного как создателя Сомерсет Хауса. Этот чертеж датируется 1770-ми и содержит нереализованный проект церкви на Оксфорд стрит. Мне нравится сочетание настоящего и воображаемого на чертеже, с тенями, моделирующими внутренние объемы, деревянные стропила купола в сочетании с сюрреалистичной розовой раскраской сечений стен. Более поздние чертежи с сечениями показывают, что архитекторы и дизайнеры продолжают полагаться на эти «невозможные» виды для определения наиболее важных проектных решений. Системы автоматизированного проектирования (САПР) сделали этот скачок воображения более точным чем когда-либо, так что сечения становятся виртуальными версиями объекта. Ниже для примера приведен чертеж лондонского Сити Холла, созданного архитектурной фирмой Нормана Фостера. На сечениях показаны различные решения по защите окружающей среды, интегрированные в конструкцию – включая трубопроводы, подающие грунтовые воды для охлаждения здания.
Слева показан концептуальный чертеж пластикового «дутого» холодильника, созданный дизайнером Роберто Печетта для итальянского производителя Zanussi. Сочетая внешний вид холодильника с разрезами, дизайнер точно следует чувственным текучим формам поверхности при реализации функциональных деталей внутренней конструкции, таких, как криволинейная крышка, скользящая вниз и закрывающая ящик для овощей внизу.
Есть что-то по-настоящему соблазнительное в сечениях. Хотя они - в числе наиболее функциональных и информативных рабочих чертежей, они также дают нам ощущение проникновения в замысел конструктора, и буквально вызывают чувство сопричастности процессу творения. Возможно поэтому, британский ювелир Вики Амбери-Смит избрала вид в разрезе в своей работе с архитектурным мотивом. Ниже – ее собственная реализация собора Св. Павла. Брошь имеет только 5 см в высоту, но похожа на целый мир, в который мы можем проникнуть в своем воображении.
Добавить комментарий